Статья »  Автотранспорт

24-03-2020
Ответственность за повреждение груза. Всегда ли виноват перевозчик?

В Гражданском кодексе содержатся прямые правила и условия ответственности перевозчика за повреждение или утрату груза, но однозначно ответить на вопрос «кто виноват» зачастую невозможно. Ряд обстоятельств в определенных ситуациях может не только снять вину с перевозчика, но и позволит ему требовать компенсации за причиненные убытки.

В пункте 1 ст. 796 ГК РФ сказано, что ответственным за целостность груза с момента его принятия до момента выдачи владельцу во всех случаях является перевозчик. Казалось бы, этим условием можно ограничиться, однако, мало кто обращает внимание на другие нюансы, которые могут перевернуть все на 180 градусов. Так, грузоперевозчик не обязан возмещать ущерб за повреждение или утрату груза в ситуациях, которые произошли не по его вине в обстоятельствах, которые он не мог предотвратить. Как итог, снять с себя ответственность в подобных ситуациях можно, как минимум, двумя способами: не допустить повреждения груза или доказать свою непричастность к факту несохранной перевозки.

Приемка груза

Как показывает практика, довольно часто самым простым и быстрым способом компенсировать стоимость поврежденного груза становится предъявление всех претензий последнему перевозчику, доставившему испорченный груз получателю. Именно поэтому перевозчику не стоит невнимательно относиться к приемке товара от грузоотправителя – недобросовестный или рассеянный отправитель без труда загрузит в кузов уже порванный биг-бэк или помятую коробку, особенно, если водитель не присутствует при погрузке. Как показывает опыт, многие из водителей игнорируют этот момент и часто даже не выходят из кабины во время погрузочных работ.

При обнаружении повреждений в процессе выгрузки товара, получатель составит соответствующий акт. Такой документ будет иметь юридическую силу независимо от того, подпишет его перевозчик или нет, так как основную роль будут играть подписи членов приемной комиссии, присутствовавшие в момент приема груза. Доказать свою невиновность в таком случае практически невозможно, поэтому во избежание подобных проблем водителям стоит придерживаться ряда правил:

  • Перед загрузкой произведите осмотр кузова на наличие сторонних предметов и торчащих предметов, которые в процессе транспортировки могут повредить груз.
  • Стоит также внимательно проверить сам груз https://nasa-service.ru/situations/proverka-gruza/ и убедиться в целостности его упаковки.
  • Правильно распределите груз и зафиксируйте его средствами крепления в грузовом отсеке транспортного средства
  • Сверьте соответствие количества и маркировку товара с сопроводительными документами.
  • Следите за процессом погрузки. При нарушении целостности упаковки или повреждении товара погрузчиком или персоналом склада, необходимо остановить процесс, сделать фотографии повреждений, уведомить руководство и представителя заказчика, а также оформить соответствующую отметку в сопроводительных документах.
  • После окончания погрузки дополнительно проверьте правильность применения средств крепления и расположение груза.

Важный момент – руководит процессом загрузки не начальник отделения, старший грузчик или другой ответственный сотрудник склада, а водитель транспортного средства. Он регулирует равномерное распределения товара по грузовому отсеку транспортного средства, указывает что и куда ставить – все для максимальной безопасности перевозки товара.

Упаковка по ГОСТу

Еще один немаловажный фактор, который многие упускают из виду – упаковка товара и груза, к которой также предъявляются определенные требования. Соответствие стандартам упаковки крайне важно в грузоперевозках. Нередки случаи, когда в процессе торможения транспортного средства из-за неправильной комплектации упаковка рвалась и товар выпадал из транспортного поддона. Сам поддон при этом оставался зафиксированным на одном месте. Такие ситуации также могут свидетельствовать о том, что груз был ненадежно упакован внутри транспортного поддона, что уже не входит в зону ответственности водителя – полную ответственность несет отправитель.

Поддоны для транспортировки товара (паллеты) – простой и универсальный инструмент для организации безопасных и эффективных операций по перемещению товара и груза. Однако, при этом, имеют ограниченный срок эксплуатации и подвержены естественному износу. Многие отправители для экономии финансовых средств используют паллеты не самого лучшего качества, которые использовались не один десяток раз. Это не является нарушением на законодательном уровне, однако, стоит помнить, что конструкция поддона должна соответствовать определенным требованиям. Несоответствие транспортного поддона требованиям по качеству может привести к опрокидыванию груза, повреждению транспортного средства и совместно перевозимым грузам. В данном вопросе перевозчик часто не имеет достаточных возможностей для проверки соответствия паллетов требованиям безопасной перевозки. В таких случаях за повреждения товара вследствие его некачественной упаковки водитель автомобиля ответственности также не несет.

Потери из-за третьих лиц

Нередко возникают ситуации, когда грузоперевозчик компенсирует собственнику стоимость товара, поврежденного третьим лицами, например, при аварии, произошедшей по вине другого водителя, когда кроме автомобиля получает повреждения и транспортируемый груз. Избежать ответственности в такой ситуации, даже если вины перевозчика не имеется, будет достаточно сложно, однако, второго участника ДТП также можно привлечь к ответственности.

Важную роль в урегулировании таких нюансов сыграет страховка, но и она помогает далеко не во всех случаях.

Страхование ответственности грузоперевозчика – не «палочка-выручалочка» при любых, возникающих на дороге проблемах. К тому же, большинство страховых компаний достаточно четко и зачастую жестко регламентируют требования к перевозчику в договоре и правилах страхования.  Любое нарушение из этих правил может стать основанием для отказа в выплате страхового возмещения, даже если это пойдет в ущерб репутации страховщика.

Судебные дела с участием страховых компаний довольно распространенное явление, а представители страховщиков в судах – настоящие профессионалы, специализирующиеся исключительно на подобных спорах и деятельность которых сводится к защите интересов своего непосредственного работодателя.

Неподготовленный и оказавшийся в нестандартной ситуации дорожно-транспортного происшествия, перевозчик, может потерять практически все шансы на получение компенсации, даже если он полностью прав, но допустил незначительную на первый взгляд ошибку в оформлении документов по страховому случаю. Но это не значит, что нужно сдаться – именно в таких ситуациях стоит отстаивать свои права до последнего.

Первое, что нужно сделать – собрать все документы для получения возмещения, большую часть из которых – прямо на месте происшествия.

К ним, в частности, относятся:

  • Контактная информация свидетелей происшествия
  • Фото и видеоматериалы с места происшествия
  • Данные с видеорегистраторов
  • Протоколы и акты ГИБДД
  • Выписки и чеки эвакуационной службы и др.

Все же, изначально большая часть вины за повреждение или утрату груза лежит на перевозчике, как профессиональном участнике рынка, и его основная задача в подобных ситуациях – используя все законные способы доказать, что он не несет ответственности за повреждение или утрату груза. Суд – крайняя мера, в большинстве ситуаций сторонам удается самостоятельно улаживать разногласия. Однако стоит быть готовым к тому, что придется чем-то жертвовать: будь то деньги или время. Главное – максимально минимизировать потери. Именно поэтому очень важно идти на диалог и компромисс с грузовладельцем, особенно, если вы планируете сотрудничать с ним в дальнейшем.

В любом случае необходимо ответственно подойти к вопросу составления договора с клиентом. Договор перевозки и договор транспортной экспедиции – разные конструкции, которые предусматривают отличающиеся уровень обязанностей и ответственности. При грамотной формулировке предмета договора и его иных условий множества проблем можно избежать.



Ходырева Ирина Александровна
ООО "Передовые Веб-Технологии"
E-Mail: seo2@adwt.ru
сайт: http://adwt.ru


Ключевые слова и фразы:  утрата груза повреждение груза проверка груза
 Официальные пресс-релизы компании ООО "Передовые Веб-Технологии" с данным профилем

Рекомендовать друзьямРекомендовать друзьям

Поделиться с друзьями:

Поделитесь Вашей публикацией с друзьями в социальной сети, чтобы расширить круг читателей и заинтересованных лиц данным материалом.


Возможно Вас заинтересует:
- наиболее популярные ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ по сайту
- наши КОММЕНТАРИИ и описания Сервиса
- наша   КАРТА САЙТА

Наши группы в социальной сети
присоединяйтесь к нам:
Лента в Яндекс.Дзен Лента в Яндекс.Дзен
Поиск по сайту




PromoPult - платформа для привлечения клиентов из интернета

ВНИМАНИЕ!!!
Инновационная система газового пожаротушения от Российского производителя надежно защитит помещения от пожара!